Четверг, 21.09.2017, 10:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

САЙТ АЛЕКСЕЯ УТКИНА

Меню сайта
Наш опрос
Химия - наука
Всего ответов: 324
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Школьный сайт
  • Новосергиеский РОО
  • Основы химии. Электронный учебник
  • Справочник химика
  • Школьная химия
  • Сеть творческих учителей
  • Эссе


    Моя педагогическая философия

    Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Несколько лет назад я сделал свой выбор, считаю его правильным и сейчас.   А что значит для меня быть учителем?  Быть учителем – это не просто чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое.  В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник.  Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.

     Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них  уже стал  компьютер. Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Поэтому самостоятельная работа, самообразование, ИТ компетентность  каждого учителя  уже сейчас стала  необходимой.

    Считается, что  школа, в идеале, должна реализовать такую модель выпускника, которая  соответствует социальному заказу. Нельзя не согласиться: выпускник должен обладать современными  знаниями, учитывающими новое в науке, при этом он должен уметь применить знания на практике, уметь общаться, легко ориентироваться в потоке информации. Лучшие школы и лучшие учителя с этой задачей вполне справляются. При этом нередко забывается о том, что школа не только обучает, она  воспитывает. И эту вторую свою функцию, по мнению общества, современная школа не выполняет. Размышляя о воспитании учеников, прихожу к грустному, увы, вопросу: а знает ли государство, какого оно хочет получить выпускника? Есть ли у нас та национальная идея, которая может сплотить? Образовательные цели определены и понятны, сейчас государству  необходимо  определить воспитательные ценности.  В условиях, когда эти ценности не определены, когда граница между добром и злом оказывается затоптанной, учителю очень важно сохранить, прежде всего, в себе нравственный внутренний стержень, свои убеждения, не метаться из стороны в сторону.  

    Так меняется ли учитель в зависимости от времени?   Я считаю, что педагог новой школы – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит  себя как личность, урок, ученика. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его. Быть для ребят личностью очень непросто и не всегда получается. Не отрицая силы и значения Разума, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту.

    Я  никогда не считал себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы   педагогического сопровождения профессиональной ориентации, планирования послешкольного будущего в сложных современных условиях, проблемы  дополнительного образования,  проблемы нравственности подрастающего поколения,  психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей. 

     «Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал Гете.

    Возможно, это высказывание и отражает суть моей педагогической философии, потому что только чувство дистанции и одновременно взаимопонимания «ученик-учитель» позволяет мне найти общий язык с моими учениками, которым выпала доля учиться в наше сложное, но такое захватывающее  время. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним.

    Недавно на курсах, повышения квалификации, на одной из лекций, доцент кафедры философии прочитал замечательные слова  В.А. Сухомлинского, что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках,  создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.

    Когда я вижу, как мои пятиклашки, пришедшие совсем недавно из начальной школы, не хотят уходить домой и делятся со мной своими проблемами и мыслями, я верю, что наше современное поколение можно научить быть добрым и справедливым, научить  дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей.

    Что бы я хотел видеть в своих учениках?

    Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное, чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

    Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво  выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России.