Вторник, 13.11.2018, 05:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

САЙТ АЛЕКСЕЯ УТКИНА

Меню сайта
Категории раздела
По предмету [2]
Как учителя [5]
В роли классного руководителя [0]
Наш опрос
Химия - наука
Всего ответов: 325
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Школьный сайт
  • Новосергиеский РОО
  • Основы химии. Электронный учебник
  • Справочник химика
  • Школьная химия
  • Сеть творческих учителей
  • Каталог файлов

    Главная » Файлы » Выступления » По предмету

    Здоровьесберегающие технологии – требование времени
    03.09.2011, 11:01

    В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. По последним данным диспансеризации школьников, лишь треть учащихся можно считать практически здоровыми, остальные школьники нуждаются непосредственно в медицинской помощи. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе чис­ло здоровых детей уменьшается в 4 раза, Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-пси­хическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%.  По данным Минздрава 50% выпускников школ имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами, около 20% старшеклассников имеют несколько (5 и более) диагнозов.

      Исследование состояния здоровья учащихся Новосергиевской средней школы №3 за 2008 год также показало неутешительный результат. Число больных учеников в начальной школе почти в 3 раза превышает число здоровых. Только 30% из 100% оказались почти здоровыми, это - 34 ученика 1-4 классов. Больных - 80 человек. Число заболевших и заболеваний с каждым годом возрастает, соответственно число здоровых учеников уменьшается. На 2008 год  среди 1-4 классов были выявлены самые различные заболевания. Самая распространенная проблема - это заболевания органов дыхания. Если в начальных классах число здоровых учеников составляло 30%, то в 5-7 классах оно составляет 21%.  Самыми распространенными заболеваниями среди учеников этих классов являются болезни желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - 22% из 79%.Число больных-200 человек, здоровых-53 ученика.

    Здоровых учеников остается все меньше и меньше. Среди учащихся 8-9 классов больных - 203 человека, что на 3 человека превышает число больных в 5-7 классах. Остро встает проблема с опорно-двигательной системой. Учеников с болезнями ОДС - 29% из 81% больных учеников. Всего больных 203 человека, здоровых - 47 человек. 

    По результатам исследования оказалось, что у старшеклассников еще больше проблем со здоровьем. Число заболевших повысилось до 210 человек. На первом месте среди заболеваний этого звена находятся болезни органов зрения. Это составляет 20% от общего количества больных детей. Здоровых старшеклассников всего  37 человек.

    Итак, от класса к классу ухудшается здоровье учащихся нашей школы. Причин такого неблагополучия множество: ухудшающаяся экология, недостаток физической активности детей, неполноценное питание, социальные факторы. К сожалению, именно при обучении в школе развивается наибольшее количество заболеваний. И это не случайно, ведь в школе ребенок проводит большую часть своего времени на протяжении одиннадцати лет. К числу важнейших причин ухудшения здоровья учащихся относятся конкретно «школьные» причины: стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся; перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс; невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

    По данным Института гигиены здоровье зависит от нескольких факторов: от наследственности – 20%, от окружающей среды – 20%, от состояния медицинского обслуживания – 10%,  от образа жизни - 50%. Мы не можем ни изменить наследственность, ни повлиять на здравоохранение, от нас мало зависит окружающая среда. Но способствовать формированию и соблюдению здорового образа жизни мы можем. И если мы хотя бы немного изменим представление ученика о полезном образе жизни, мы будем способствовать сохранению  и укреплению его здоровья.

    Какие же условия необходимо создать в образовательном учреждении, чтобы сохранить здоровье детей? Что нужно делать и не делать учителям, чтобы школьники вышли из стен школ здоровыми – физически, психически, духовно-нравственно? В школах пытаются решить данную проблему в зависимости от стремления и возможностей. Разрабатываются концепции сохранения здоровья, программы «Я и моё здоровье», реализуются проекты «Школа – здоровья», «Школа содействующая здоровью» и т.д.

               Многие из этих программ в своей основе опираются на следующие принципы:

    1.Принцип целостности (создание единой программы формирования здоровья детей и подростков как целостного медико-психолого -  педагогического явления).

    2.Принцип дифференцированности (дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста и степени сформированности здоровья как целостного психофизиологического и социально-личностного состояния школьников при условии охвата всех обучающихся).

    3.Принцип аксеологичности (ценностные ориентации) (формирование устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений).

    4.Принцип многоаспектности (сочетание различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья – социальных, психологических, образовательных).

    5.Принцип последовательности (цели и задачи должны быть разделены на стратегические и частные, т.е. они не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой компании. Они должны реализовываться последовательно, (поэтапно). Обязательно должен проводиться мониторинг, как медицинский, так и социально-психолого-педагогический.

    В последнее время появились понятие «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Цель этой педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

    Принципы здоровьесберегающей педагогики:

    1.Принцип ненанесения вреда.

    2.Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

    3.Принцип триединого представления о здоровье.

    4.Принцип непрерывности и преемственности.

    5.Принцип субъект-субъективного взаимодействия.

    6.Принцип медико-психологической компетентности учителя.

    7.Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.

    8.Принцип отстроченного результата.

    Обязательным условием реализации здоровьесберегающей педагогики можно выделить научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров, финансовое обеспечение.

    Среди здоровьесберегающих образовательных технологий выделяют  учебно-воспитательные технологии. Это  программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
    Категория: По предмету | Добавил: Алексей
    Просмотров: 823 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: